Новости университета

Социально-психологическая служба КГМТУ провела встречи с студентами и курсантами

 

В связи с трагическими событиями 17 октября 2018 года, которые затронули каждого жителя города Керчь, в актовом зале 4-го корпуса прошли встречи социально-психологической службы со студентами и курсантами морского и технологического факультетов, а также судомеханического техникума.

Перед студентами и курсантами выступили ректор университета профессор Масюткин Е.П. и кандидат психологических наук доцент Никанорова М.А., которые довели до их сведения дополнительную информацию. Надеемся, это поможет нам всем пережить эту боль утраты в связи с гибелью студентов в Керченском политехническом колледже.

Пострадавших в этой трагедии можно разделить на следующие группы:
1. Подростки (студенты):
а) пострадавшие;
б) свидетели (были в очаге);
в) остальные студенты политехнического колледжа;
г) студенты, школьники города, принимавшие участие в траурных мероприятиях, друзья погибших и пострадавших ребят;
д) остальные подростки города
2. Педагоги:
а) пострадавшие;
б) свидетели (были в очаге);
в) остальные педагоги политехнического колледжа;
г) педагоги, преподаватели, принимавшие участие в траурных мероприятиях, друзья семей погибших и пострадавших;
д) остальные педагоги города
3. Родители:
а) погибших студентов;
б) пострадавших студентов;
в) остальных студентов колледжа;
г) детей города
4. Жители города:
а) родственники и близкие погибших студентов;
б) родственники и близкие пострадавших студентов;
в) родственники и близкие остальных студентов колледжа;
г) принимавшие непосредственное участие в спасательных и траурных мероприятиях;
д) остальные жители города

Стадии переживания кризиса утраты:
1. Шок, отрицание (3 дня);
2. Злость, ощущение несправедливости, агрессия (до 40-а дней);
3. Печаль и сожаление, депрессия (1 год);
4. Восстановление, исцеление (более года)

Следует отметить, что время переживания каждой стадии разное и оно зависит от многих факторов: степень участия в трагических событиях, референтность (значимость) личности погибшего для переживающего утрату, наличие близких людей, помогающих пережить горе, психологические особенности личности переживающего утрату и др.

Переживание кризиса утраты подростками и особенности оказания им психологической помощи.

Из-за психологических особенностей возраста подростки имеют некоторые особенности переживания кризиса утраты:
1. Острые стрессовые реакции: вербальная и невербальная агрессия, истерика, плач, апатия, ступор, психо-моторное возбуждение, снижение когнитивных процессов. Слезы, агрессия, истерика, подавленное состояние, отсутствие реакции на контакт, бесцельная активность, ухудшение памяти, внимания – это нормальная реакция на стресс. Чаще всего она кратковременная (до 3-х дней). Если этот процесс длится дольше и имеет высокую интенсивность, то необходимо обратиться за помощью к специалистам.
2. Дольше переживается чувство вины выжившего. Очень важно в этом случае найти правильные аргументы, подключить рациональное мышление, оперировать фактами, обратить внимание на ценность собственной жизни, близких людей (никто не знал что это может случится, мы не всесильны и т.п.)
3. Реакция типа психологического регресса, когда поведение подростка не соответствует возрастной норме. Это может быть проявление страха повторной (дополнительной) утраты.
4. Сильная соматизация: обострение хронических заболеваний, головная боль, проблемы ЖКТ, кожные высыпания, бессонница, кошмары. В таких случаях необходима консультация врача и психологическая помощь.
5. Переоценка ценностей.

Следует отметить, что для подросткового возраста характерным является то, что более значимыми для них становятся сверстники, а взрослые не входят в референтную группу. Именно поэтому более продуктивным будет переживание кризиса утраты в коллективе сверстников. Необходимо организовывать подростков в микрогруппы для дальнейшей их совместной конструктивной деятельности (спортивные игры, тренинги, интеллектуальные игры и т.п.).

Также, у большинства переживающих кризис утраты происходит переоценка ценностей; разрушение базовых иллюзий и доверия к миру; теряется ощущение безопасности; возникает страх смерти; теряется ощущение безопасности. Проявляется это в зацикленности на проблеме, распространении слухов, а так же в наличии соматических реакций.

Выйти из этого состояния быстро могут только те, кто был косвенным участником трагических событий. Остальным необходима помощь близких людей, специалистов. Как ж бороться со стрессом? Можно дать некоторые советы, которые помогут пережить кризис утраты:
1. Дать выговориться и выплакаться собеседнику. Очень важно применить метод активного слушания (поддерживать собеседника кивком головы, не перебивать, слушать заинтересованно и т.п.).
2. Если нет рядом человека, которому Вы можете открыться, попробуйте написать письмо, где опишите свои чувства. Совершенно не обязательно его отправлять. Главное высказать свои чувства и переживания, не держать их в себе.
3. Сделайте себе подарок (как в прямом, так и в переносном смысле). Можно провести время с приятными людьми, сходить в кино, прогуляться по городу. Одно условие – не затрагивать проблемную тему.
4. Помогите другому. Обратите внимание на окружающих, наверняка кому то из них нужна Ваша помощь… например, родителям (в домашних делах). Станьте волонтером.
5. Избегайте конфликтов, общения с неприятными людьми. Побольше общайтесь с приятными Вам людьми.
6. Займитесь активной, конструктивной деятельностью (спорт, учеба, туризм и т.п.). планируйте свою жизнь, чтобы не тратить время понапрасну.
7. Будьте внимательней и добрее к окружающим, проявите свои самые лучшие личностные качества.